Актуальность данной работы состоит в том, что это основы, на которых стоит психоанализ. По крайней мере, его французское направление. «Влечения – это наша мифология», так говорил Зигмунд Фройд. Чтобы понять, как же он пришёл к такому заключению, нам нужно обернуться назад и посмотреть, откуда появились эти самые влечения.
Долгое время книга «проект научной психологии» была не опубликована. А ведь в ней фактически заложена теоретическая база, которую Фройд развивал в течении всей жизни. Нейроны обладают ключевой способностью, эта способность - память. Но что запоминают нейроны? В книге Фройд показывает, как от внутренних органов в головной мозг поступают заряды, некоторые из них имеют постоянное напряжение, некоторые можно ослабить путём удовлетворения требований органа, откуда они исходят. Внешние возбуждения тоже играют роль, но от них можно уйти, от себя как говорится, не уйдёшь. Так мы видим зарождение внутреннего мира, который базируется именно на биологической основе.
В дальнейших работах, в «Трёх очерках по теории сексуальности» и во «Влечения и их судьбы», Фройд приводит характеристики влечений. Мы их прекрасно знаем: сила влечения, цель влечения, объект и источник. Влечения делятся на влечения Я и влечения самосохранения. Всё понятно и доходчиво, но появляется нарциссизм. Часть влечений оказывается повёрнуто на самого себя, и это позволяет понять разные способы инвестирования объектов. Открывается дорога работе «Горе и меланхолия».
Введение понятия нарциссизм приводило к тому, что влечения, объектное и нарциссическое, становились единым. Есть только либидо и всё, что не устраивало Фройда. Он вообще любит противоречия, пары которые являются противоположностями, но не забывает и про третьего, вторая топика и Эдипов комплекс тому пример. Что же происходит с влечениями, неужели либидо так и останется тем одним, что базируется на основе телесной энергии?
В 1921 году выходит в свет «По ту сторону принципа удовольствия». И выясняется, что влечение Я, самосохранения, нарциссические – это всё влечения к жизни. Их цель связывать, соединять, образовывать новое. Им противостоит влечение к смерти, цель которого разрушать, разъединять. Охота сказать, что инстинкт инстинктов является навязчивое повторение. Влечения к жизни создают шум, влечения к смерти орудуют в тишине. Фройд не отказывается от принципа удовольствия, но он теперь понимается не как сведение напряжения к нулю, а как снижение его к определённому значению, возможно к ритму. Влечения всегда сходятся на объекте, и всегда они смешаны, в разных пропорциях, но смешаны. Это отличает их от первой теории влечений, где там шло именно их противопоставление. Тут же мы видим их разный характер, но совместное движение.
Открытие этих двух типов влечений называется поворотом 20-х годов, «второй теорией влечений», и эта теория была принята не всеми. Для меня это высшее понимание психоаналитической мысли в том плане, что это теоретический концепт, благодаря которому мы можем заглянуть туда, где видеть невозможно, но можно понять, что происходит.
Пожалуй, самым значимым изменением, на мой взгляд, после открытия второй теории влечений стало появление работы «Экономические проблемы мазохизма». Эта работа показывает как влечение к смерти, оставшееся в организме должно связаться с влечением к жизни, и так образуется психическое. Влечение к смерти, которое остаётся в теле младенца должно как-то связываться и это делается с помощью первичного эрогенного мазохизма. Именно тогда появляется время. Можно сказать, что именно влечения к жизни и влечения к смерти создают историчность психики. Конечно, с появлением второй теории не надо отбрасывать первую, они уживаются вместе, подсвечивая разные грани истины.
Теперь работы Фройда содержат упоминание второй теории. В «Торможении симптом, страх» он пишет, что регрессия является примером расслоения влечений.
В «Отрицании» он пишет, что утверждение принадлежит эросу, отрицание – деструктивному влечению.
В 32 лекции мы видим, что внутри влечений к жизни орудуют влечения к смерти – это влечения с торможением на пути к цели. Это помогает объяснить привязанность, нежные чувства ребёнка к матери, но без возможности слиться с ней воедино и т.п.
В «Я и Оно» вводится понятие Сверх-Я. Это не Идеал Я, что был раньше – это уже именно инстанция, в которой находится влечение к смерти. С помощью влечения к смерти и стало возможным понять, зачем и почему эта инстанция может быть такой карающей.
В «недовольстве культурой» Фройд пишет о том, что Сверх-Я следит как раз за тем, чтобы человеческое общество жило и не переубивало друг друга. Чувство вины, которым Сверх-Я воздействует на Я и достигается эта задача.
Появление второй теории влечений дало возможность понять работу психического аппарата при пограничных состояниях и сыграло важную роль при становлении психосоматики.
Фройд пишет в своих работах, что он увлечён идеей этих двух противоположных влечений, возможно, это из-за того, что он любил философию и проникся идеями Шопенгауэра.
Мы же можем проникнуться идеями самого Фройда, пользоваться ими и по возможности развивать.
Список литературы
Андре Ж. «100 слов психоанализа»/Перевод с франц. -М.; «Когито-Центр». 2022, -320 с.
Бержере Ж. «Психопатология» Теория и клиника: под ред. Бержере Ж; Учебное пособие для студентов Вузов/пер с фр. А.Ш. Тхостова- М.: Аспект Пресс, 2008-397 с.
Грин А. Нарциссизм жизни, нарциссизм смерти /Пер. с фр.-М.: «Когито-Центр», 2023 -319 с.
Кинодо Жан-Мишель. Жан-Мишель Кинодо «Читая Фрейда. Изучение трудов Фрейда в хронологической перспективе». – М. Когито-Центр, 2014 – 416с.
Лапланш Ж. Жизнь и смерть в психоанализе – СПб. Владимир Даль, 2011 – 371с.
Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу / Пер. с франц. и науч. ред. Н.С. Автономовой. Репринтное воспроизведение текста издания 2010 М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2020. - С. 195 - 196. С. 467 - 468.
Розенберг Б. Мазохизм смерти и мазохизм жизни/пер. с фр. -М.: «Когито-Центр», 2018-212 с.
Фройд З. «Введение в психоанализ. Новые лекции». URL:
https://www.psychol-ok.ru/lib/freud_s/vvp/vvp_34.html?ysclid=m6vbb2p5ao57443778
(дата обращения 15.01.2025)
Фройд З. «Влечения и их судьбы» URL:
https://psychic.ru/articles/classic09.htm?ysclid=m6trh0fkd9903532944
(дата обращения 17.01.2025)
Фройд З. «Вытеснение». Режим доступа URL: https://psychic.ru/articles/classic32.htm (Дата обращения 10.01.2025)
Фройд З. «Горе и меланхолия». Режим доступа URL: https://psychic.ru/articles/classic08.htm (Дата обращения 18.01.2025)
Фрейд З. Набросок психологии - Ижевск, Эрго 2016 – 190с.
Статья «Невроз и психоз» URL: https://psychic.ru/articles/classic02.htm?ysclid=m6pncy1354670512487 (дата обращения 24.01.2025)
Фройд З. «Недовольство культурой» URL:https://psychic.ru/articles/classic17.htm?ysclid=m6tvp7zgst764007747
(дата обращения 15.01.2025)
Фрейд З. О введении понятия в нарциссизм 1914/ Перевод с нем. А.М. Боковиков/ 2008. Т.14. -384 с.
Фрейд З. Очерки по теории сексуальности – М. АСТ, 2022 – 322с.
Фройд З. «По ту сторону принципа удовольствия». URL: https://psychic.ru/books/book39.htm?ysclid=m6vciimz64983748261 (дата обращения 18.01.2025).
Фрейд З. Толкование сновидений. Текст/ З. Фрейд. Издательство «Питер»; Санкт-Петербург; 2018-364с.
Фройд З. «Экономическая проблема мазохизма»
URL: https://psychic.ru/articles/classic75.htm?ysclid=m6tvzgklr438811848
(дата обращения 19.01.2025)
З. Фрейд. «Я и Оно». Хрестоматия по истории психологии, М., 1980.