Отзывы студентов
Мы создали этот раздел, чтобы вы увидели реальные отзывы наших студентов и слушателей.
Прошла VII-я Психоаналитическая конференция «Института Психологии и Психоанализа на Чистых прудах» по теме: «Реальность: внешняя и психическая». Все доклады были потрясающе интересными, но я хочу отметить сейчас два из них, которые меня заставили задуматься о разных судьбах людей, которые столкнулись с невыносимостью жестокой внешней (и внутренней?) реальности. Речь о людях и их разных судьбах: одну, это женщина, представил нам К.А. Лемешко в своем докладе «Искажения внешней реальности на примере случая неонатицида», другую - судьба Нико Пиросмани, известного художника, которого нам представил А.А. Романов в своем докладе «Внешняя и внутренняя реальность в жизни и творчестве Нико Пиросмани: психоаналитический взгляд».
В первой случае - женщина, совершившая хладнокровное убийство своего новорожденного младенца, и докладчик исследовал ее внешнюю и внутреннюю реальность, пытаясь, возможно, понять, что заставила ее пойти на это. Оказалось, что женщина (в интервью) исказила свою внешнюю реальность на столько, что нам предстает картина ее трагической судьбы, где она в детстве теряет своих родителей (по факту, они умерли гораздо позднее). Но что при этом происходило во внутренней реальности этой женщины, заставляя ее терпеть побои от своего мужа и решиться на убийство своего 4-го ребенка?
И другая судьба - Нико Пиросмани, в реальности потерявшего своих родителей в детстве (8 лет), немного ранее до этого лишившись жилья, так никогда его не обретя потом. Он так и не сумел больше построить отношения, потеряв их с близкими в родительской семье, найдя себе замену - необъект - алкоголь, который помогал ему творить свои картины, которые обрели признание благодаря своей манере письма, которую назвали «наивной».
Эти две судьбы, где есть реальная потеря родителей и вымышленная, говорят нам о той огромной пропасти между внутренней реальности этих людей, где в случае Пиросмани его внутренние объекты помогали ему, были внутренней опорой, хотя он так и не смог отгоревать внешнюю потерю. И в случае женщины - садистическая жестокость внутренних объектов, заставляющая воплощать, возможно?!, то, что она пережила в своем младенчестве и детстве: отвержение, жестокость и ненависть.
С огромной благодарностью докладчикам и Институту Психологии и Психоанализа на Чистых прудах
Отзыв участницы мероприятия:
«Была вчера в своем первом институте, на презентации сборника статей современных метров психоанализа. На ней озвучивали доклады по темам из книги.
Одна моя коллега, бывшая однокурсница, ныне преподавательница данного института, презентовала свой доклад на тему «мышление, удовольствие и страдание» и «парадоксы мазохизма».
Основные мысли, которые я для себя вынесла оттуда:
В психоанализе мы видим, как мышление может быть как источником удовольствия, так и страдания. Когда реальность не предоставляет нам искомого удовольствия, наш внутренний мир заполняется фантазиями и мечтами. Однако в отсутствие реального удовольствия, мысли могут обострять чувство пустоты.
Психоаналитическая практика показывает, что мышление может казаться угрожающим. Это связано с тем, что оно способно затрагивать болезненные области нашего опыта. Чтобы выдержать эту напряженность, необходим определённый уровень мазохизма — способности переносить страдания. Также, важен опыт удовлетворения, который закладывается с раннего возраста; он помогает нам справляться с болезненными воспоминаниями и переживаниями.
Интересно, что на начальных стадиях развития человек часто думает «мыслями других людей», усваивая их установки, ценности и переживания. Это связано с естественным стремлением избегать неудовольствия и находить комфорт в коллективной среде.
Таким образом, мышление в контексте удовольствия и страдания — это сложный процесс, где первое может служить защитой от второго, но иногда именно оно раскрывает глубинные боли, которые требуют осознания и проработки. Важно учитывать эти аспекты в нашем пути к пониманию собственных желаний и переживаний.
Почему я так же ставила обложку книги «Цветы для Элджернона»? Потому что слушая доклад сразу вспоминала о ней.
Ведь она предоставляет глубокую перспективу на сложную природу мышления, которую можно рассматривать через призму удовольствия и страдания.
Изначально, Чарли (главный герой)— обладатель низкого интеллекта и чувствует себя изолированным. Его простые радости и мгновенные удовольствия несут минимальные страдания, но с ростом интеллекта его мышление усложняется. Он начинает понимать, как его воспринимают другие люди, испытывает боль от своего прошлого и осознает свою изоляцию. В этом контексте, процесс мышления, который изначально приносил ему счастье, становится источником глубоких страданий, не смотря на то, что он очень этого хотел и отчаянно к этому стремился.
Таким образом, «Цветы для Элджернона» демонстрируют, как мышление может превратиться в двойственный процесс: с одной стороны, это стремление к удовольствию через знание и понимание, а с другой — источник боли и страха из-за осознания реальности, которую трудно принять.»
Кристина, выпускница Института Психологии и Психоанализа на Чистых прудах
В этом Институте очень трепетно относятся к традициям психоанализа и учат любить его, и даже не учат, а просто влюбляют. За год тексты Фрейда из сложных превратились в осмысленно понятные, я стала получать интеллектуальное наслаждение от прочтения его работ. Хотя не думала, что со мной это случится. Большая радость постигать анализ через работы Фрейда. Я ее познала.) Наши лекции - это всегда такое сотворчество преподавателей и студентов на которые мы все спешим после работ, проектов из разных концов Москвы и во время изоляции не расползлись, не расклеились, а все почему? Потому что интересно! Если изучать основы человеческой психологии, то в этом институте. С блестящим преподавательским составом. Единственное о чем я жалею, что не смогу попасть к этим людям в терапию, мы перешли границы дозволенного кадром))) А если бы вы видели какие у нас красивые и ухоженные самые любимые преподаватели, это наслаждение видеть таких женщин. Но для этого нужно осознать разницу между просто ухоженной, возможно модной женщиной и женщиной умной, которая знает многое про себя, которая разбирается в терапии с собой. Это особый шарм, шик, высший пилотаж! Люблю всем сердцем этот институт! К тому же, психоанализ объясняет все, просто все! Все события, люди, явления обретают другие, очень понятные формы. Так зачем мне эта учёба? Она меня наполняет! Дополнительное к высшему должно быть именно таким- осознанным и в кайф по-взрослому.
"..Я начала обучение на курсе: Основы современной психосоматики. Прошёл первый триместр. Получаю удовольствие от соприкосновения с текстами Фрейда. Когда в начале обучения открыла темы лекций курса, возник вопрос, в чем их связь с наследием Фройда. Первая же лекция французского аналитика К. Смаджа внесла ясность.
Современная психосоматика опирается на открытия Фройда, на его теорию влечений. Влечение начинается в теле и проходит сложный путь до психики, где оно станет желанием. Возбуждение может так и остаться телесным. Или оно встретится с объектом (матерью), который поможет эволюции телесного раздражения во влечение и нахождению пути его удовлетворения. Стала понятна важность изучения статей З. Фройда: Влечения и их судьба; Три очерки по теории сексуальности; Вытеснение; По ту сторону принципа удовольствия. Важно изучение нарциссизма, того времени в развитии человека, в котором создаются предпосылки для развития оператуарного мышления и психосоматического функционирования в дальнейшем. Лекции преподавателей института и статьи французских аналитиков о том, как живут люди с психосоматическим функционированием, дают новые знания.
Становится виднее путь возникновения у человека соматического заболевания. У невротиков – это вытесненное желание, которое прорываясь, становится истерическим симптомом. У пограничных и психосоматических пациентов - это результат слабости психического аппарата.
И тогда в результате травмы, связанной с потерей, нарциссической в большей степени, психический аппарат выводится из игры, ..."