Мы решили обратиться к изучению данной темы, так как она лежит в основе глубинных психологических процессов и требует тщательного анализа, особенно когда речь заходит о субъективных переживаниях, таких как совесть, стыд и вина. В данном исследовании мы погружаемся в изучение внутрипсихических процессов, сопутствующих этим качествам личности, и их воздействие на индивидуальное поведение.
Предметом нашего исследования является возникновение и влияние бессознательной вины и аффекта стыда на жизнь индивида, а объектом – сами внутрипсихические процессы, сопровождаемые качественными переживаниями в виде этих понятий.
Методом нашего исследования стал анализ научной литературы по заданной проблеме, что даловозможность систематизировать данные, выявить аналогии и обобщения, а также осуществить психоаналитическую интерпретацию материалов.
Нашей целью было вслед за Фройдом постараться исследовать судьбу такого важного качества личности, как вина, и узнать о её взаимодействии с чувствами совести и стыда. Это исследование стремится распознать механизмы, которые влияют на психическую жизнь индивида и его повседневные социальные взаимодействия.
Гипотеза: предполагается, что «бессовестный человек» не всегда является лицом, которые не испытывает вины. Более того, он может находиться в состоянии постоянного внутреннего конфликта, вызванного бессознательными процессами, даже не осознавая этого.
В нашей повседневной речи мы часто используем понятия вины и совести, порой объединяя их в одно восприятие. Однако между чувством вины и переживаниями совести и ответственности существует ощутимое различие. Несмотря на то, что это принципиально разные категории, многие люди не способны различать их и зачастую путают.
Разобраться с тем, что такое чувство вины, оказывается задачей не из лёгких. Одни специалисты выделяют его как социально полезный компонент, необходимый для внутреннего регулятора поведения, другие рассматривают чувство вины как болезненный комплекс, который может приводить к деструктивным последствиям для психического здоровья.
Важно отметить, что само слово «вина» в настоящее время часто используется как синоним чувства вины, хотя его первоначальное значение было иным. Например, по В.И. Далю, «вина» означает провинность, проступок, прегрешение. Это слово подразумевало либо реальный причинённый ущерб, либо необходимость материального возмещения этого ущерба. Виновный в ту эпоху осознавался как лицо, которое нарушило законы или договорённости и, соответственно, должно компенсировать причинённый вред.
Слово «вина» имеет различные определения и в других аспектах нашей жизни: в морально-этическом, философском, религиозном, чаще применяется в уголовном праве. Но нас интересует его значение в психоаналитической теории.
Вот определение из словаря Лапланша Ж. ПонталисаЖ.-Б., в котором чувство вины представлено как «Термин, очень широко используемый в психоанализе. Он может обозначать аффективное состояние после совершения действия, которое субъект считает предосудительным. Помимо этого, чувство вины выступает в анализе как система бессознательных мотивировок, объясняющих неудачи, преступное поведение, страдания, которые причиняет себе субъект, <…>, потому что на уровне сознательного опыта субъект может и не чувствовать себя виноватым». (Лапланш, Понталис, 2020).
Этот аспект показывает, что вину можно воспринимать как тонкую сеть бессознательных переживаний, которая может не иметь чёткой причины в сознательном восприятии.
В своей работе мы постарались проследить историю исследования чувства вины, которое Зигмунд Фройдрассматривал как одно из центральных понятий в анализе психических процессов. Фройд утверждал, что невротическая вина является ключевым фактором практически всех психологических проблем, с которыми сталкиваются люди. Он полагал, что это чувство всегда имеет негативный окрас и проявляется как внутренний конфликт, одной из основных целей которого служит самонаказание.
Фройд подчеркивал, что вина может быть не только результатом сознательной оценки своих поступков, но и корениться в бессознательных процессах, которые трудно осмыслить.
Концепция бессознательной вины была постоянной темой в работах Фройда; она присутствует во многих его фундаментальных текстах, таких как «Толкование сновидений», «Тотем и табу»,«Некоторые типы характеров из психоаналитической практики», «Я и Оно». В этих работах он детализирует механизмы, через которые личные и культурные нормы влияют на психологию индивидов, и как внутренние конфликты могут порождать хронические состояния беспокойства, депрессии или неврозов.
Впервые описывая антропологию этого чувства в своей статье «Тотем и табу» (1913), Фройданализирует механизмы, формирующие не только индивидуальные, но и коллективные чувства вины в контексте человеческого общества. В этом исследовании он обращается к первобытным социальным структурам, описывая динамику взаимоотношений между вожаком-самцом и его сыновьями. Их действие (убийство отца), направленное на освобождение от внешнего гнета, привело к инкорпорации угнетения в самих жертвах и, следовательно, к внутреннему закону — чувству вины (относящееся к Эдипову комплексу), которое прослеживается вплоть до современных времен и является частью человеческой природы. Фройд также в этой статье обращает внимание на явление навязчивого самообвинения, возникающего у выжившего, что может быть связано с чувством вины за утрату близкого человека.
З. Фройд называл «ядерным комплексом невроза отношение к родителям, находящееся во власти инцестуозных желаний».
В дальнейшем, в работе «Некоторые типы характеров из психоаналитической практики» (1916 г.), Фройд продолжает развивать тему бессознательной вины. Беря за основу материал художественных произведений, он описывает ситуации, при которых люди, стремившиеся заполучить желаемое любыми способами, в том числе и преступными, заполучив его не могли себе позволить насладиться этим. Автор обращает внимание на этот парадокс и понимает, что овладеть желаемым им не позволяла бессознательная вина, которая имела место из-за совершенного в целях получить это, преступления. Причем тот поступок, который побудил возникновение вины, что блокирует дальнейшее развитие, подменён виной за более допустимый морально поступок. Тот, что в действительности повлёк наказание, скрыт глубоко и избегаем, так как аморален и запретен.
В главе «Преступники из чувства вины» он исследует происхождение этого чувства: «аналитическая работа дала везде один и тот же вывод, что это тёмное ощущение вины имело своим источником комплекс Эдипа, было реакцией на оба великих преступных замысла: убить отца и иметь половые сношения с матерью. В сравнении с ними преступления, совершенные для фиксации чувства вины, были во всяком случае облегчением для измучившихся людей».
Интересно, что в 1923 году Фройд помещает вину в центр формирования человеческого характера, подчеркивая ее значимость в развитии личности. Данная концепция открывает двери к более глубокому анализу связи между виной, мазохизмом и другими формами саморазрушительного поведения. В 1924 году он уже связывает вину с мазохизмом, что указывает на то, как внутренние конфликты и чувство вины могут приводить индивида к самопожертвованию и угнетению через стремление к страданию.
Фройд исследует различные механизмы, через которые эти чувства и влечения взаимодействуют,таких как формирование «Сверх-Я», которое становится основой для появления вины и совести. Эти аспекты, как и связь с либидо и агрессией, составляют предмет научного анализа во многих работах Фройда, включая «Экономические проблемы мазохизма» (1924), «Неудовлетворенность культурой» (1929), «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) и «Торможение, симптом, тревога» (1926). Каждый из этих текстов рассматривает вину как ключевой элемент психической жизни, раскрывая ее сложные механизмы возникновения и функционирования внутри психического аппарата личности.
В изучении бессознательной вины ключевым аспектом является также проблема идентификации, детально описанная Фройдом в его работе «Психология масс и анализ Я» (1921). Идентификация, как он утверждает, представляет собой механизм, с помощью которого ребенок эмоционально взаимодействует с окружающим миром, становясь центром его личностного развития. Особенно на стадии Эдипового комплекса, когда формируются две важнейшие связи: одна с матерью, а другая с отцом.
В одном из своих основных трудов «Я и Оно» (1923), Зигмунд Фройд продолжает развивать идеи о структуре человеческой психики, выделяя три ключевых инстанции: «Оно», «Я», «Сверх-Я». Каждая из этих инстанций играет свою уникальную роль в психическом аппарате. «Сверх-Я»— это своеобразное отражение социального мира в психике человека, вместилище социальных правил, норм социального общежития, моральных запретов и религиозных установлений. Три основные функции, которыми обладает Сверх-Я: совесть, самонаблюдение, формирование идеалов.
В то время как «Оно» рождается вместе с ребенком, «Сверх-Я» развивается постепенно путем воспитания. «Оно» эгоистично, «Сверх-Я» ориентировано на общество. «Оно» и «Сверх-Я» пребывают в постоянном напряженном конфликте, который отражает конфликт общества и индивида (чтобы жить в обществе, человеку приходится ограничивать себя во многих желаниях). «Сверх-Я»проявляет себя как некая критика по отношению к «Я», что в результате оборачивается для «Я»ощущением собственной виновности.
Инфантильное «Я» вынуждено слушаться своих родителей и подчиняться им. «Я» взрослого человека, подчиняется категорическому императиву, воплощением которого является «Сверх-Я». И в том, и в другом случае «Я» оказывается в подчиненном положении. Разница состоит лишь в том, что в случае инфантильного «Я» давление оказывается со стороны, извне, в то время как «Я» взрослого человека испытывает давление со стороны своей собственной психики, изнутри. «Сверх-Я» может оказывать столь сильное давление на «Я», что оно становится как бы без вины виноватым. Если родители только взывают к совести ребенка и прибегают в качестве воспитания к мерам наказания, то «Сверх-Я» взрослого человека, или его совесть, само наказывает «Я», заставляя его мучиться и страдать. Наказание извне заменяется наказанием изнутри. Муки совести приносят человеку такие страдания, попытка бегства от которых завершается уходом в болезнь.
Так же в лекциях по психоанализу «Разделение психической личности» (Тридцать первая лекция) Зигмунд Фройд говорит, что психоанализ начал своё развитие с изучения симптомов — элементов, наиболее чуждых сознанию. Симптом — это нечто вытесненное, однако являющееся его воплощением для сознания; для сознания вытесненное — это таинственная и неизведанная территория, подобная внешней реальности, которую можно назвать «заграница внешняя». Изучение симптомов привело к бессознательному, к исследованию влечений и сексуальности, что вызвало критику о том, что человек — не только существо сексуальное, но и способное к более возвышенным устремлениям. Однако даже с такими высокими стремлениями человек порой совершает странные поступки и игнорирует факты.
После размышлений, Фройд сделал вывод, что выделение наблюдающей инстанции в «Я» может быть закономерной особенностью его структуры. Исследовав её другие свойства, он обнаружил, что наблюдение служит подготовкой к вынесению осуждения и наказания, т.е. является совестью. Совесть — это неотъемлемая часть нашей личности, противостоящая нам: мы иногда отказываемся от желаемого из-за голоса совести. Эта инстанция, возможно, представляет собой нечто автономное. Фройд назвает её «Сверх-Я», где совесть — лишь одна из её функций.
Фройд предполагает, что совесть встроена в нас, и данная её формация не является врожденной. В отличие от сексуальности, которая присутствует с начала жизни, совесть добавляется позже. Известно, что маленькие дети аморальны: у них нет внутренних ограничений против стремлений к удовольствию. Первоначально роль, выполняемую затем «Сверх-Я», играет внешний авторитет — родительский. Этот авторитет основывается на любви и угрозах наказания, вызывая в детях страх лишиться родительской любви. Реальный страх, таким образом, предшествует более позднему чувству страха совести. Лишь позже внешнее сдерживание уходит вовнутрь, когда «Сверх-Я» заменяет родительскую фигуру, продолжает контролировать сознание. Однако возникает противоречие: «Сверх-Я» заимствует у родителей строгость и суровость, но не способно сохранить их заботливость и любовь. Даже если воспитание ребёнка было мягким, «Сверх-Я» по-прежнему может оказаться суровым.
Концепция «Сверх-Я» отражает структурное отношение, а не просто персонифицированную абстракцию, как совесть. Оно также воплощает «Я-идеал», с которым «Я» соразмеряется. Этот идеал — не что иное, как возвышенная проекция родительских образов в глазах ребёнка.
Работы З. Фройда показывают, как чувство вины может проявляться в форме навязчивого самообвинения, порождая цепную реакцию психических страданий, трудностей в принятии себя и окружающих. Это чувство активируется в процессе взросления и продолжает оказывать значительное влияние на жизнь человека в зрелом возрасте, порождая сильные переживания, связанные с чувством вины, могут приводить к серьезным последствиям для психики и эмоционального состояния субъекта. Это начинается с нарастающей тревоги и страха, которые могут оказать свое разрушительное влияние на личные отношения и жизнедеятельность индивида, иногда приводя к серьезным психическим расстройствам вплоть до психоза. В повседневной жизни чувства вины могут пронизывать многочисленные аспекты отношений, будь то взаимодействия с партнерами, коллегами или друзьями, и зачастую проявляются как внутренняя борьба между самобичеванием и перекладыванием вины на других.
В ответ на эти негативные эмоциональные переживания, индивид часто включает психологические механизмы защиты, стремясь минимизировать страдания и справиться с чувством вины. Среди них выделяются несколько ключевых стратегий: отрицание, рационализация, компенсация, отвлечение внимания, минимизация, проекция.
Также мы хотим глубже поразмышлять о стыде, о его природе и о том, как он может как помочь, так и превратить человеческую жизнь в бесконечное страдание, о разнице между виной и стыдом.
В работах современных психоаналитиков стыду отводится одна из главных ролей. Известный французский психоаналитик Вассилис Капсамбелисутверждал, что мы различаем два аффекта - стыд и вину.
Чувство вины возникает в момент выбора объекта: когда субъект принимает решение в пользу одного объекта, у него одновременно формируется чувство вины по отношению к другому. Например, мальчик в эдипальной стадии испытывает любовь к матери, но в то же время у него возникают агрессивные и враждебные чувства к отцу, что порождает у него чувство вины по отношению к последнему.
Стыд, в свою очередь, представляет собой аффект, который разворачивается внутри субъекта, в его отношениях с самим собой. Таким образом, чувство вины субъект испытывает по отношению к другому объекту, в то время как стыд является аффектом, который разворачивается в отношении к самому себе. Следовательно, крайне важно при работе с пограничными состояниями различать аффекты, отделяя чувство вины от стыда.
В итоге, важно понимать, что стыд и вина – это не просто эмоциональные состояния, а сложные психологические конструкции, которые могут влиять на наше поведение и самоощущение. Моральный нарциссизм был описан французским психоаналитиком Андре Грином. Теория довольно сложная. «Вторичный мазохизм» возникает позже и проявляется в том, что мы сами причиняем себе боль. Это включает в себя зависимости, опасные и деструктивные виды поведения, а также другие разрушительные тенденции. В основе этого лежит чувство вины, часто иррациональное. Моральный нарциссизм сочетает в себе саморазрушительныемазохистские тенденции (вину) и искажённое восприятие себя (стыд), испытывает вину, но старается всеми силами избежать её. Цель заключается в отказе от любого удовольствия и его обесценивании. Он переживает это чувство в одиночестве, ему не нужны другие для страдания. Таким образом, удовольствие и страдание становятся для него единым целым.
Стыд и вина часто воспринимаются как взаимозаменяемые чувства, поскольку человек может испытывать их одновременно. Идея заключается в том, чтобы помочь человеку перейти от стыда к гордости и самоуважению. Чувство вины, в свою очередь, может быть как рациональным, так и иррациональным. Рациональная вина помогает человеку действовать морально, проявлять сочувствие и исправлять свои ошибки, тогда как иррациональная вина подавляет и обременяет человека неопределенными обвинениями, что часто происходит из-за недопонимания причин своих поступков в детстве.
Выводы:
Чувство вины является одним из ключевых понятий в психоаналитической теории и занимает центральное место в понимании психической динамики индивида. Учитывая исследования ЗигмунтаФройда, можно заключить, что основа для возникновения чувства вины закладывается на самых ранних этапах развития личности. Вина формируется как следствие взаимодействия с окружающим миром, особенно с теми авторитетами, которые играют значительную роль в жизни ребенка, такими как родители и другие взрослые.
Терапевтические задачи психоанализа направлены на укрепление «Я», его освобождение от чрезмерного влияния «Сверх-Я» и освоение возможностей «Оно». Это включает в себя работу с подавленными желаниями и эмоциями, а также наращивание ресурсов «Я» для конструктивного взаимодействия с собственным внутренним миром и окружением. Как результат, в тех случаях, когда ранее доминировало «Оно», «Я» должно развиваться и стабилизироваться, позволяя индивиду формировать здоровые отношения с собой и окружающей действительностью.
Таким образом, понимание и работа с чувством вины становятся важным аспектом психоаналитического процесса, открывая путь к более гармоничной и целостной личности, свободной от подавляющих факторов и внутренних конфликтов. В конечном итоге, цель психоанализа заключается не только в осознании и переработке чувства вины, но и в достижении внутреннего баланса, который в конечном счете способствует психическому здоровью и качеству жизни индивида.
Список литературы:
1. Андре Жак. «100 слов психоанализа»/Пер. с фр.- М.: Когито-Центр,2022. – 165 с. ISBN-5-89353-637-9.
2. Апресян Р.Г. Вина//Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001. С. 67-68.
3. Бион Уилфред Р. «Элементы психоанализа»/ Пер.сангл. Д. Селиванов, изд. Beta2Alpha, 2023. – 308 с. ISBN 9785605063193.
4. Большой толковый словарь русского языка: А-Я (БТС: А-Я) СПб.: Норинт, 1998 г., 1534 стр., ISBN 5-7711-0015-3
5. Винникотт Д.В. «Искажение Эго в терминах истинного и ложного Я» - Московский психотерапевтический журнал, 2006, № 1 https://psyjournals.ru/journals/cpp/archive/2006_n1_1721.pdf
6. Винникотт Д.В. «Маленькие дети и их матери»/Изд. Класс, 2013. – 80 с. ISBN 5-86375-101-0.
7. Винникотт Д.В. «Способность к одиночеству» сайт Института Психологии и Психоанализа на Чистых прудах. https://psychic.ru/articles/somatic/modern14.htm
8. Винникотт Д.В. «Чувство вины» сайт Института Психологии и Психоанализа на Чистых прудах. https://psychic.ru/articles/somatic/modern49.htm
9. Грин А. «Нарциссизм жизни, нарциссизм смерти»/ Пер. с фр., изд. Когито-Центр, 2023. – 319 с. ISBN978-5-89353-665-2.
10. Кинодо Ж.-М. «Читая Фрейда: изучение трудов Фрейда в хронологическом порядке»/М.: Когито-Центр, 2012. – 416 с. ISBN-5-89353-352-1.
11. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу/ Пер. с франц. И науч. Ред. Н.С. Автономовой. М.; С-Пб.: Центр гуманитарных инициатив, 2020. -752 с.
12. Материалы лекций Института Психологии и Психоанализа на Чистых прудах.
13. Пелевин В.О. «Бэтман Аполло»/Изд. Эксмо, 2013. -512 с.
ISBN 978-5-699-63446-0.
14. Рикёр Поль. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. / Пер. с фр., послесл., прмеч. И.С. Вдовина. – М.: Искусство, 1996. - 270 с. ISBN 5-210-01333-2 стр. 16
15. Розенберг Б. «Мазохизм смерти и мазохизм жизни»/ Пер. с фр., изд. Когито-Центр, 2018. – 212 с. ISBN 978-5-89353-526-6.
16. Толковый словарь русского языка: иллюстрированное издание/ В. И. Даль. Москва: Эксмо, 2024. – 896 с.: ил. –(Российская императорская библиотека). ISBN 978-5-699-40133-8
17. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.10.2024) Ст. 5 УК РФ.
18. Фрейд З. «Введение в нарциссизм» (1914), сайт Института Психологии и Психоанализа на Чистых прудах. https://psychic.ru/articles/classic21.htm
19. Фрейд З. «Некоторые типы характеров из психоаналитической практики», ERGO/ Ред. С.Ф. Сироткин, 2024. - 48 с., ISBN 978-5-98904-347-7.
20. Фрейд З. «Печаль и меланхолия». Том III. / Пер. с немецкого А.М. Боковикова. Москва ООО «Фирма СТД», 2008. ISBN-5-89808-040-6.
21. Фрейд З. «По ту сторону принципа удовольствия». Том III. / Пер. с немецкого А.М. Боковикова. Москва ООО «Фирма СТД», 2008. ISBN-5-89808-040-6.
22. Фрейд З. «Психология масс и анализ Я». Том IX. / Пер. с немецкого А.М. Боковикова. Москва ООО «Фирма СТД», 2008. ISBN 978-5-89808-059-4.
23. Фрейд З. «Тотем и табу»; «Вопросы общества. Происхождение религии». Том IX. / Пер. с немецкого А.М. Боковикова. Москва ООО «Фирма СТД», 2008. ISBN 978-5-89808-059-4.
24. Фрейд З. «Я и Оно». Том III. / Пер. с немецкого А.М. Боковикова. Москва ООО «Фирма СТД», 2008. ISBN-5-89808-040-6.
25. Фрейд З. Лекции по психоанализу. «Разделение психической личности» (тридцать первая лекция), Каталог книжной полки, интернет ресурс, сайт https://www.psychology.ru/library/00013.shtml.
26. Хорни К. «Невротическая личность нашего времени. Новые пути в психоанализе»/Изд. Питер, 2022. – 304 с. ISBN 978-5-4461-1378-1.
27. Шаффер Ж. «Риск потери. Страхи и депрессия по-женски». Сборник статей «Уроки психоанализа на Чистых прудах», выпуск 2/М.: Когито-Центр, 2007. – 560 с. ISBN 978-5-89353-217-1.