Наталия Тринько с Лариса Фусу
2 апреля ·
Институт Психологии и Психоанализа на Чистых Прудах, II психосоматическая конференция, организованная Ассоциацией психоаналитической психосоматики, 25 марта 2019.
Аурелия Коротецкая:
«К соме мы применяем ту же точку зрения, что и к психическому, так как сома и душа – одно и тоже. И я лично считаю основателем психосоматического взгляда в психоанализе – Винникотта - у него есть много трудов, посвященных именно соме: у него есть определение, когда он говорит про истинную самость – что можно считать нормально функционирующем человека, который чувствует себя хорошо в собственном теле, которому удается интегрировать свою душу со своим телом, достичь единства, при котором получается связать окончательно свою душу и свое тело.
О негативном нарциссизме: негативный нарциссизм или нарциссизм смерти, связан с преобладанием деструктивности, когда объекты не инвестируются. Деструктивность бывает настолько ярко выраженной, что, тогда как к внутренним, так и к наружным объектам направляется лишь разрушительная ненависть.
Объекты не инвестируются положительно, а ненависть к себе и к своим обьектам приводит к самоуничтожению.
Когда речь идет о пограничных пациентах, о соматических пациентах, то часто слышим выражения: «нарциссические раны», «нарциссическая утечка», «нарциссическая недостаточность».
Позволю себе напомнить о том что же такое Я как инстанция?
Откуда оно берется (кратко напомню): Влечения делятся на объектные, которые направляются за пределы субъекта, то есть объектные влечения – то, чем субъект инвестирует других людей.
И есть нарциссические влечения – то, за счет чего в начале жизни вообще формируется инстанция Я, а в дальнейшем на протяжении всей жизни эта инстанция Я продолжает существовать – за счет этой энергии, то есть нарциссического влечения.
И когда мы говорим о том, что существует нарциссическая утечка, нарциссическая нехватка, нарциссическая рана – это означает, что Я как инстанция лишается какого-то количества энергии влечений. Инстанция Я формируется благодаря тому, что влечения субъекта удовлетворяются с помощью обьекта, в результате чего в психический аппарат данного субъекта возвращаются другого качества, но его же, влечения, которые инвестируются в субъект.
Мы, как психические существа, не можем существовать без других живых существ. Даже Маугли не мог бы выжить в лесу без этих животных вокруг себя, потому что они дали эту душевную энергию. Наше Я формируется из интериоризации отношений с теми объектами, которые у нас были.
Мама хорошая, которая удовлетворяла желания, потребности своего младенца, дает ему материал для того, чтобы он и дальше поддерживал и строил свое Я, обогащал психическим свое Я, и чтобы инстанция Я достигло таких размеров, чтобы в нем было столько либидо, чтобы его хватало на инвестирование в другие объекты.
Но не всем так везет: бывают такие объекты, которые не могут ответить взаимностью на потребности и желания – есть такие матери, которые не распознают желания своих детей. Они не отвечают на влечения своих детей, отвечают невпопад, тем самым не удовлетворяют влечения.
Я субъекта узнает какие у него желания лишь только после того, как эти желания были удовлетворены объектом.
Мы направляем свои влечения, но знание о качестве влечения получаем после его удовлетворения.
Когда мать не удовлетворяет влечение, то у ребенка остается один выход – он возвращает влечение на собственное Я.
Влечение возвращается неудовлетворенным.
Тут поможет вторая теория влечений объяснить что происходит, когда эти неудовлетворенные влечения возвращаются обратно.
Когда эти неудовлетворенные влечения возвращаются обратно неудовлетворенными и их количество растет, вместе с этим растет внутрипсихическое возбуждение субъекта. И чтобы справиться с этим возбуждением, включается влечение к смерти, которое «гасит» этот обьем влечения.
Потому что неудовлетворенное влечение надо куда-то поместить, иначе произойдет взрыв этого Я из-за скопления неудовлетворенного влечения.
И влечение к смерти нейтрализует избыток этого влечения – происходит дезинвестиция. В результате этого процесса – нейтрализации неудовлетворенного влечения к жизни влечением к смерти - получается плюс на минус – ноль. Пустота.
Вместо того, чтобы инстации Я получить энергию влечений, он получает «пшик». Оно дезинвестируется. Это негативизируется, там нет влечений. Там есть отсутствие влечений. И это отсутствие (в психоаналитических терминах) - нарциссическая рана, нарциссический недостаток. Негативный нарциссизм и означает что этого «минус» «негатив» влечения в Я - много.
И этот негативный нарциссизм толкает на поиски влечения, которые будут подпитывать это Я. И отсюда эта популярная в соцсетях тема «токсичных нарциссов», « психических вампиров»...
Из психической жизни Я - вовсе постепенно себя изымет. И остается территория воздействия Я соматического. Эти процессы направлены на то, чтобы нарциссически подпитаться. Это и есть интериоризация негатива, когда вследствие неудовлетворенного влечения в Я помещается пустота – не присутствие, а отсутствие»