Без выходных 09:00-22:00  СБ-ВС: 09:00-22:00 Заказать звонок
0 0
Москва, ул.Макаренко д.2/21
Меню
  • Главная страница
  • Сведения об образовательной организации
  • Образовательные программы
  • Новости
  • Семинары
  • Контакты
  • Библиотека
  • Интересное
  • Помощь
  • Информация
  • Описание 1-й образовательной программы по темам:

    1. Введение в психоанализ. Психоаналитическая метапсихология


    2. Теория психического аппарата З. Фрейда


    3. Психоаналитические теории развития


    4. История и теория психоанализа


    5. Теория неврозов


    6. Методика и техника клинического психоанализа


    7. Основы детского и подросткового психоанализа


    8. Основы прикладного психоанализа


    9. Теория объектных отношений


    10. Современный клинический психоанализ


    11. Психоаналитическая патопсихология


    12. Уровни психической организации личности


    13. Психоаналитическое семейное консультирование


    14. Основы психосоматики


    15. Основы группового психоанализа, методика консультирования


    16. Основы супервизирования в современном психоанализе

    Цель — реализация дополнительного образования по программе профессиональной переподготовки, удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

    Категория слушателей — для лиц с высшим образованием.

    Срок обучения —  500 академических часов.

    Форма обучения — очно-заочная.

    Режим занятий — два раза в неделю по четыре академ. часа.

    Обучение включает в себя систематические аудиторные занятия (лекции, семинары) в течение всего учебного года.

    Форма контроля: зачёты и экзамены.

    1. Введение в психоанализ. Психоаналитическая метапсихология

    Введение в область практической психологии, клинической психологии и психоанализа, психотерапии и психологического консультирования. З.Фрейд – основатель психоаналитического метода – психоанализа, психоаналитической науки и практики. Базовые психоаналитические концепции, школы и направления. Психоаналитическое движение в мире и современной России. Сущность, структура и содержание программы профессиональной переподготовки и ее значение в будущей деятельности психоаналитика, психотерапевта, консультанта. В данном разделе рассматриваются фундаментальные концепции психоаналитической теории З.Фрейда, такие, как бессознательная психическая активность, конфликт и компромиссные образования, травма и аффекты, а также дальнейшая разработка этих и других концепций в рамках теорий объектных отношений, эго-психологии, Я-психологии Х.Кохута и других подходов, и их практическое приложение к клинической ситуации.

    Обсуждаются работы З.Фрейда, А.Фрейд, Ч.Бреннера, Х.Хартманна, Б.Мура и Б.Файна, В.Тэхкэ, М.Кляйн, Х.Сегал, Д.Винникотта, Р.Фейрберна, Ф. и Р.Тайсонов, Р.Шпитца, М.Балинта, М.Малер, Х.Кохута, Э.Эриксона, Э.Фурман, Д.Пайнс, Д.Стерна и других авторов.

    2. Теория психического аппарата З. Фрейда

    Обзор теорий психического аппарата. Аффективная травма - первый этап творчества. Топическая модель и теория влечений. Структурная теория – третий этап. Метапсихология. Понятие о психическом аппарате. Динамическая точка зрения. Экономическая точка зрения. Структурная точка зрения. Генетическая точка зрения. Адаптивная точка зрения. Характеристика теорий психического аппарата и их сравнение.

    Топографическая модель ПА. Система БСЗ в топографической теории ПА. Система ПСЗ в топографической теории ПА. Система СЗ в топографической теории ПА. Критика топографической модели. Структурная модель ПА. Сравнение двух теорий ПА. Разница между теориями ПА. Сходство между теориями ПА.

    Преимущества структурной теории и ее отношение к аналитической терапии.

    3. Психоаналитические теории развития

    Процесс развития, эволюция представлений о развитии - Ж.Пиаже, Р.Шпиц, А.Фрейд. Теории либидо, стадии психосексуального развития. Обзор теорий обьектных отношений. Позиция З.Фрейда, вклад британской школы, работы Эго-психологов. Развитие чувства самости. Психоаналитический подход к теории аффектов. Когнитивное развитие с позиции психоанализа. Развитие Супер-Эго. Особенности полового развития, половая идентичность и поло - ролевая идентичность. Развитие Эго.

    4. История и теория психоанализа

    Научная эволюция Зигмунда Фрейда (1856-1939). Семейная история и рождение гения. «Полиморфная культура» (Анзьё). Самоанализ Фрейда – «первоанализ» (Анзьё). Неврологический этап – «О концепции афазии» (1891): обратимость нарушенных неврологической травмой связей (ассоциаций) между памятными следами слуховой ( словесной) и образной (объектной) памяти; припоминание – как лечебный эффект восстановления этих ассоциаций (связей). Психиатрический этап – «Исследования по истерии» (1895): психическая травма (соблазнение) – как разрушитель ассоциаций ( связей) между памятными следами объектных и словесных представлений; припоминание – как лечебный метод и лечебный эффект (катарсис). Психологический этап: мост между болезнью и здоровьем, переброшенный в «Толковании сновидений» (1899): недостаток ассоциативных связей между объектными и словесными представлениями (вытеснение) – как естественное следствие диахронии более раннего начала развития объектных отношений (инфантильной сексуальности) и более позднего начала развития языкового ( первая цензура); припоминание (снятие амнезий) – как метод и эффект психоаналитической курации. «Дикая орда» (Фрейд) последователей, друзья, противники и «диссиденты». Знаменитые пациенты д-ра Фрейда. Прикладной психоанализ. Наследие Фрейда и современная наука.

     Школы и направления современного психоанализа. Американский «ортодоксальный психоанализ» («подёнщица психиатрии» – Фрейд): «вторичная автономия функций Эго» (Хайнц Хартманн) – вместо конфликтов влечений; «Самость» – вместо «Я»; прямое наблюдение за детьми – как научная база Эго-психологии (Маргарет Малер); «адаптация» – как цель психоанализа. «Ультраортодоксальный психоанализ» Мелани Кляйн [«хорошая грудь» с оральными интуициями пожирания и переваривания]: конфликт аффектов – вместо конфликта влечений, вина и тревога – вместо сексуальности, зависть к кормящей груди – вместо зависти к пенису, достижение «депрессивной позиции» – вместо разрешения Эдипова комплекса. Школы объектных отношений или « Туманность маргиналов» (Балинт): ангелизм терапевтов и ангелизация пациентов, техники репарации травмы (неокатарсис) и антипсихиатрия. Дональд Винникот [«достаточно хорошая мать» с анальными интуициями: «вместилище, держание и ручканье» – как приёмы «ухода и/или заботы» о пациенте]: агрессивность и разрушительность – вместо сексуальности; достижение «участливости» – вместо разрешения Эдипова комплекса.

    5. Теория неврозов

    Соматические, конституциональные, типологические факторы в клинике невротических расстройств.

    Мать и проблема формирования информационного метаболизма. Влияние материнской депривации на эмоциональную, соматическую, сексуальную и коммуникативную сферы развития ребенка. Мать и отец. Их влияние на формирование личности ребенка. Определение невротизма в различных неврозологических подходах Истоки формирования невротической личности в раннем детстве. «Невроз — неоконченные дела детства». Сознательные и бессознательные факторы невортизма Внутренний конфликт. Невротическая тревога. конфликт при неврастении, истерии, неврозе навязчивых со стояний.

    Основные виды психзащит. Неврозогенная семья. Динамическая концепция характера З. Фрейда. Оральный, анальный, фаллический, эдипальный, латентный, генитальный характер.

    6. Методика и техника клинического психоанализа

    Этот раздел посвящен изучению базовых концепций психоаналитической техники и практики: сеттинг, нейтральность, терапевтический альянс, метод свободных ассоциаций, аналитическое слушание, перенос, контрперенос, разыгрывание, интерпретация, проработка, анализ защит и сопротивления, поддерживающие и экспрессивные техники и др. Особое внимание уделяется технике работы с нарциссическими и патологическими видами переносов.

    Обсуждаются работы З. Фрейда, Р. Гринсона, П. Хейманн, Ш. Роута, О. Кернберга, Х. Томэ и Х. Кэхеле, Х. Кохута, Р. Столороу, Д. и А.-М. Сандлеров, Т. Огдена и других.

      В рамках данного раздела в начале обучения изучаются темы, подготавливающие студента к началу психоаналитической практики: показания к психотерапии, оценка анализабельности, психоаналитический диагноз, техника первичного интервью. Затем рассматриваются основные концепции психоаналитического процесса, особенности и трудности различных фаз психоаналитического лечения; обсуждаются такие особые проблемы психотерапии как негативная терапевтическая реакция, регрессия, отыгрывание, эротизированный перенос, а также вопросы, связанные с завершением психотерапии.

    Обсуждаются работы З. Фрейда, Р. Гринсона, Н. МакВильямс, Ш. Роута, Ж. Лапланша и Ж.-Б. Понталиса, П. Кейсмента и других авторов. 

    7. Основы детского и подросткового психоанализа

    История детского психоанализа. Основные психоаналитические теории психического развития в детском психоанализе. Классификации психических расстройств в детском и подростковом возрасте с точки зрения психоанализа. Этиологические факторы в процессе развития ребенка. Симптомы в процессе развития ребенка. Лечебные методы в детском психоанализе. Норма и патология в детском психоанализе. Психотерапевтические подходы в детском психоанализе. Особенности психотерапевтической техники при различных психических расстройствах детского и подросткового возраста. Профилактика и исследования в детском психоанализе. Практикум по детскому психоанализу. Супервизорская практика в детском психоанализе – разбор психотерапевтических случаев.

    8. Основы прикладного психоанализа

    Предмет прикладного психоанализа, сферы исследования и применения. Культурологическое наследие З. Фрейда. Основные культурологические идеи, описанные З. Фрейдом в работах: «Будущее одной иллюзии», «Недовольство культурой», «Человек Моисей и монотеистическая религия», «Леонардо да Винчи. Одно детское воспоминание», «Достоевский и отцеубийство», «Поэт и фантазии», «Навязчивые действия и религиозные обряды». Позиция З. Фрейда в отношении религии, культуры, цивилизации и социума.

    Российские традиции прикладного психоанализа. Триединство: теория, культура и терапия. «Латентный период» психоанализа в России: тон и смысл работ по прикладному психоанализу и клинической практике.

    Принципы прикладного психоанализа: критика культуры, амбивалентности, исторического контекста, бисексуальности, элитарности, консервативности развития.

    Психоаналитическое понимание художественной культуры и творчества: ретроспектива современный этап развития.


    9. Теория объектных отношений


      Основные понятия теории объектных отношений. Понятие объекта и объектного отношения. Объект внешний и внутренний, плохой и хороший, целостный и частичный. Развитие взглядов на проблему объекта. Объект в рамках теории инстинктов (влечений) З. Фрейда. Объект в рамках структурной теории психики. Современный взгляд на концепцию объекта в трудах З. Фрейда.

    Дальнейшее развитие теории. Вклад в теорию объектных отношений А. Фрейда, М. Клайна, Х. Гартманна, Д. Винникотта, Р. Шпица, М. Малера, О. Кернберга и других авторов.

    Основные концепции в теории объектных отношений. Концепция М. Балинта: развитие М. Балинтом и Ш. Ференци ранней «теории травм».. Концепция Д. Винникотта: стадии зависимости. Интеграция — персонализация — начало объектных отношений. Понятие переходного объекта и сферы иллюзий. Мать-объект и мать – окружение .Взгляд Винникотта на агрессию.. Концепция Р. Шпица: развитие ребенка в течение первого года жизни. Безобъектная стадия. Факторы нарушения объектных отношений. Концепция М. Малер: Фаза нормального аутизма. Симбиотическая фаза. Фаза сепарации индивидуации; подфаза дифференциации, практики, воссоединения, постоянства либидного объекта.

    Роль теории объектных отношений в современном психоанализе. Аналитическая ситуация с позиций теории объектных отношений. 

    10. Современный клинический психоанализ

    Объект - теории. Концепции Эго-психологии. Психология самости. Теории М. Кляйн и У. Биона. Теории французского психоанализа. Гуманистический и экзистенциальный психоанализ. Психосоматический подход в психоанализе. Структурный психоанализ Ж. Лакана.

    11. Психоаналитическая патопсихология

    Изучение основных вех в развитии психоаналитической концептуализации психопатологии. Феноменология классических невротических симптомов и психодинамика основных невротических стилей характера. Диагноз, патогенез и клинические проявления пограничного расстройства и психоза. Отклонения в сексуальном функционировании и психосоматические заболевания.

    Обсуждаются работы З. Фрейда, Г. Аммона, Ж. Бержере, Ф. Александера, М. Кляйн, Р. Фейрберна, Н. МакВильямс, Д. МакДугалл, А. Грина, С. Даулинга, Л. Вурмсера, Г. Кристалла и других авторов.

    12. Уровни психической организации личности

    Эта тема представляет собой введение в психоаналитическую диагностику. Основные вопросы темы: клинический и психоаналитический диагноз; уровни организации личности: невротический, пограничный, психотический; примитивные и вторичные защитные механизмы; типы организации характеров: психопатический, нарциссический, депрессивный, истерический и др. Психодинамика разных типов характера иллюстрируются примерами из клинической практики.

    13. Психоаналитическое семейное консультирование

    Определение, классификация теоретических подходов, измерения, формы, показания и противопоказания, цели, задачи, основные механизмы лечебного действия, этапы, длительность, частота сеансов, методики (техники), организация, оформление кабинета, ошибки в семейной психотерапии и роль, профессиональная этика семейного психотерапевта. Модель семейной психоаналитической психотерапии. Теоретические конструкты модели, показания и противопоказания, цели, задачи, этапы и их содержание, неаналитические приемы и психоаналитические техники, специальные техники, сеттинг семейной психоаналитической психотерапии и требования к семейному психоаналитическому психотерапевту.

    Практикум по семейной психоаналитической психотерапии. Супервизорская практика, разборы психотерапевтических случаев.

    14. Основы психосоматики

    Эволюция взглядов представителей различных научных направлений на возникновение психосоматических реакций и заболеваний.

    Концепция стресса, реагирование на экстремальные ситуации. Психологический профиль психосоматического больного. Модель алекситимии.

    Психосоматогенная семья. Определение понятий «здоровье» и «болезнь». Понятие внутренней и внешней картины болезни. Типы реакций на болезнь (по масштабу переживания и по типу личностного реагирования).

    Психовегетативный синдром. Формы проявления, пусковые факторы, картина личности больных с ПВС.

    Психодинамический подход к проблемам психосоматики. Модели возникновения психосоматических расстройств: З. Фрейд, Ф. Александер, М. Шур, А. Митчерлих, Дж. Энгель и А. Шмале, О. Кернберг, П. Куттер.

    Системная модель анализа пусковых факторов психосоматического расстройства.

    15. Основы группового психоанализа, методика консультирования

    История возникновения и развития группового психоанализа. Показания и противопоказания к групповому психоанализу. Техники в групп - аналитической психотерапии. Основные методы группового психоанализа. Аналитическая группа как средство диагностики. Факторы воздействия группового психоанализа. Функции руководства группой. Групп - аналитическая ситуация. Типичное развитие аналитических групп. Супервизия с групп - аналитической точки зрения.

    16. Основы супервизирования в современном психоанализе

     Определение понятия «Супервизия» и его содержание. Потребности специалистов «помогающих» профессий. Система поддержки специалиста. Стресс. Выгорание. Посттравматический стресс. Предназначение, цели и функции супервизии. Супервизия в помогающих профессиях. Супервизия как образование. Единое определение супервизии. Основополагающие принципы супервизии. Предпосылки осуществления супервизии. Роли супервизора.

    Зарождение супервизии в психоанализе. Супервизия и супервизорство: основные модели, уровни и формы супервизии. Функции супервизии. Типы супервизии: наставническая, обучающая, направляющая, консультирующая.

    Понятие и классификация, содержание моделей супервизии. Специфически ориентированные модели. Эволюционные модели. Модель развития умений.

    Уровни супервизии. Супервизорские вмешательства. Супервизионный круг:

    1. функционирование личности терапевта и клиента;
    2. отношения между клиентом, терапевтом и супервизором;
    3. теории развития, личности и психотерапии;
    4. клинические диагностические теории и теоретические подходы к лечению

    Интервенции в рамках супервизии. Виды интервенции: обучающая инструкция, интервенции в супервизии, моделирование терапевтического стиля.

    Индивидуальная супервизия. Понятие индивидуальной супервизии и особенности организации.


    Адрес сайта:
    Вернуться

    Есть вопросы — спрашивайте!

    Наши педагоги помогут Вам, окажут бесплатную консультацию или запишут на приём