ВРЕМЯ РАБОТЫ : ПН-ПТ: 10:00-18:00  СБ-ВС: 10:00-14:00
Заказать звонок
„Только воплощение в жизнь мечты детства может принести счастье.“  Зигмунд Фрейд

Меню
  • Главная
  • О Институте
  • Сведения об образовательной организации
  • Обучение
  • Новости
  • Контакты
  • Новости

    | 261 Время чтения:

    Знаменитый труд З.Фройда “3 очерка о теории сексуальности” ни разу не был исправлен З.Фройдом, лишь  только дополнен: с начальных  80  до 120 страниц. Для меня,  как для человека  часто пишущего  свои произведения и размышления, неоднократно исправляющего  и дополняющего свои творения по истечению времени, это наводит на мысль о том, что в голове Фройда была абсолютная ясность в момент написания, четкое понимание, какие мысли  он хочет донести своим трудом, какая последовательность в написании и сопоставлении, извлечении одного из другого, плавно проистекающие выводы, перерастающие в открытие чего-то нового. Интересен момент, когда в  первом очерке Фройд анализирует первертов, а затем логично  переходит к детской сексуальности. 


    Оттого, просто захватывающе читать его труды, насколько эти  заключения логичны и фактически подтверждают естественность порядка вещей во всех описанных им процессах, которые мы можем наблюдать повсеместно у своих детей или других знакомых нам отпрысков. Стоит отметить, что,  поступив в институт на Чистых прудах  и, начав, погружаться в размышления последователей Фройда, я часто нахожусь в неком возбуждении от открытия для себя чего-то неизведанного, но тем не менее глубоко понятного  и близкого. 


    Также стоит отметить как люди, окружающие меня и слышащие о З. Фройде и его теориях, которые фактически и логически  подтверждались описанными и подтвержденными случаями, яро навешивают ярлык на  великого ученого, посвятившего всю свою долгую жизнь изучению  и открытию того, что ранее не было описано и представлено широкой публике. Эти люди, наспех прочитавшие в Википедии о З.Фройд и удосужившись, возможно,  прочитать вырванные из контекста отрывки из трудов ученого, проявляют  ярко выраженное  неприятие факта действительного  существования элементарных поведенческих проявлений детей, которые впоследствии напрямую взаимосвязаны с перверсиями во взрослом возрасте, к тому же все описания и связи основываются на многолетней практике З.Фройда, что невозможно отрицать. 

    По моему мнению, вышеописанная публика предъявляет нам лишь свое невежество и  ярлычное  восприятие действительности, перерастающее в агрессию в отношении последователей Фройда и людей, которые из самых здоровых и любознательных побуждений изучают оставленное наследие, погружаясь в сложнонаписанные, но оттого еще более ценные рукописи с единственной целью познать прежде всего себя и свое психическое устройство для облегчения понимания всех своих жизненных процессов. 


    И как интересно подмечать, что всего после 5 месяцев обучения я чувствую себя будто  хранителем  тайного учения, не принятого в моем окружении, как интересно взглянуть на поменявшиеся жизненные процессы, которые будто выстраиваются в только мне известный путь. И я понимаю, что только в самом начале пути познания себя, расширения своего сознания, иного взгляда на привычные вещи, но как же прекрасно чувствовать себя причастной к чему-то большему и дающему мне энергию и силы, творить и быть счастливой. З. Фройд прекрасно знал, что руководит   людьми, отвергающими  его учение- лишь своя инфантильная вытесненная сексуальность, так называемая детская  амнезия взрослых, которые не хотят помнить о своей детской сексуальности. И, как  истерик вытесняет сексуальные импульсы, так и взрослый стремится изгнать из сознания воспоминания о своей детской сексуальности, что естественно , потому как если они будут находиться в сознании, то будут мешать психическому  взрослению. Важно отметить, что в дальнейшем З.Фройд из-за нападок со стороны общества, стал применять вместо термина “сексуальность”- термин  “психосексуальность”, тем самым, смягчив восприятие своих измышлений для широкого круга читателей.

    В первом очерке Фрейд исследует понятие сексуальности и ее различные формы и  отклонения. Он говорит о том,  что сексуальность является врожденной и неотъемлемой частью человеческой природы, что половое влечение человека не является исключительным выражением целей размножения. Он напоминает, что в качестве объектов влечения выступают слишком часто люди, неподходящие для этих целей, а именно- одного пола, дети, а также животные. Кроме того, человек в большинстве своем использует способы сексуального удовлетворения, также вовсе не ведущие к размножению - это поцелуи, фетишизм, садизм и мазохизм, другие способы. Также  расположение большей части эрогенных зон находится вне пределов половых органов. З.Фройд  разделяет все отклонения на два направления- в отношении сексуального объекта и отклонения и в отношении  цели  сексуального влечения. 


    Начнем с отклонений в отношении сексуального объекта. З.Фройд пришел к выводу, что половое влечение изначально совершенно не зависит от объекта и, соответственно, совсем ему не обязано своим возникновением. Говоря о сексуальном влечении к лицам своего пола,  к животным и к незрелым в половом отношении лицам ( детям), то можно говорить о критерии доступности, в том числе, например, в сельской местности используют в сексуальных целях животных, ввиду отсутствия объекта противоположного пола, также и в случаях гомосексуализма в тюрьмах, где содержатся люди одного пола. Напрашивается общий вывод о том, что не объекты вызывают у человека сексуальное возбуждение, а некая универсальная потребность, находящаяся в самом человеке и лишь выбирающая для своего удовлетворения тот или иной объект.

    Если мы переходим к отклонению в отношении цели влечения и берем за норму - соединение гениталий в акте, называющимся совокуплением, то обнаружим, что практически никто этим не ограничивается, и даже более - иногда человек удовлетворяется иным способом. Рассмотрим два вида перверсий: 1) влечение к частям тела (и даже предметов) не предназначенных для секса от природы ( выход за пределы анатомических пределов); 2) значимость таких действий, которые доставляют сексуальное удовольствие, но также не предназначены к качестве сексуальных от природы ( фиксация предварительных целей полового сношения).

    Далее З.Фройд высказывает уверенность, что жизнь "нормального" человека изобилует перверсиями: "У всякого здорового человека имеется какое-нибудь дополнение по отношению к нормальной сексуальной цели, которое можно назвать перверсией, и достаточно уже такой общей распространенности, чтобы доказать нецелесообразность употребления в качестве упрека названия перверсии."

    Очерк заканчивается мыслью о том, что объяснение сексуальных перверсий во взрослом возрасте необходимо  искать в детстве, т.к. страдающие неврозами, повзрослев, продолжают оставаться в состоянии инфантильной сексуальности. З.Фройд говорит об  «игре влияний, которые управляют процессом развития детской сексуальности вплоть до ее становления в форме извращения, невроза или нормальной сексуальной жизни».

    Детские сексуальные проявления не должны  рассматриваться как нечто дикое и не принимаемое окружающими,  потому как  в действительности сексуальность начинает развиваться с самого начала жизни: «Детская сексуальность появляется в подкрепление жизненно важных функций тела, у нее еще нет никакого объекта, она аутоэротична, и ее сексуальная цель находится под властью эрогенной зоны». Зоны, которая приносит удовольствие. Вначале  это оральная зона-  губы, рот- кормление  на оральной стадии( что является жизненно важной функцией).  Далее -анальная: приятные ощущения, связанные удерживанием каловых масс и последующим освобождением кишечника, и, наконец,  генитальной- мастурбацией.

    Говоря о детских сексуальных проявлениях как подкреплении жизненно важных функций тел, не могу   не привести  отрывок из труда З.Фройда: “Кто видел, как ребенок, утоливший голод грудью, насытившийся, раскрасневшийся отпадает от соска и с блаженной улыбкой погружается в сон, тот должен будет сознаться, что эта картина имеет характер типичного выражения сексуального удовлетворения в последующей жизни.”

    Фактически, мы перечислили 3 особенности инфантильных сексуальных проявлений: присоединение важной для жизни телесной функции, аутоэротизм ( отсутствие сексуального объекта) и помещение сексуальной цели во власть эрогенной зоны.

    Фройд вводит термин “полиморфная перверзная предрасположенность”, что означает, что различные части тела ребенка обладают различной чувствительностью и восприимчивостью. Таким образом получается, что перверсия взрослого происходит от устойчивости составляющей детской сексуальности. Детская стадия полиморфной перверзной  предрасположенности-это ранняя стадия психосексуального развития, которая еще не достигла генитальной сексуальности, когда среди эрогенных зон еще не установилась иерархия. При фиксации на какой-то зоне взрослый перверт отдает предпочтение частичному  удовлетворению в ущерб развитию генитальной сексуальности и сексуальное удовольствие достигается при определенных условиях (например, фетишизм). Простыми словами,   фетишисты просто “ не доросли”  до нормальной взрослой генитальной сексуальности.

    В идеале, все прегенитальные частичные влечения после прохождения оральной, анальной и фаллической стадии,  должны соединиться приматом генитальной сексуальности. Таким образом генитальная организация психики образовывается с половым созреванием.

    Также З.Фройд говорит о важно выборе объекта в 2 срока. Первый выбор в возрасте 2-5 лет отличается своей инфантильной природой сексуальных ценностей. Второй период начинается с наступлением половой зрелости, в котором он  должен отказаться от инфантильных объектов, что и  обуславливает окончательную форму сексуальной жизни.Немаловажную роль играет латентный период, когда ребенка  даже регресссирует, но именно благодаря ему- отказывается от выбора первого инцестуозного объекта.  За нежностью, обожанием и почтением  первичного объекта ребенка скрываются старые, ставшие негодными сексуальные стремления инфантильных частичных влечений.

    Во времена З.Фройда при выборе объекта упоминалось два течения: нежное и чувственное: нежное- любовь и  материнская нежность, забота, лишенные  сексуальности,  которые ребенок испытывает к первичному объекту; чувственное- это страсть, желание,  влюбленность,  свойственные пубертату и постпубертату. В наше время это можно назвать уже не двумя видами течений при выборе объекта, а расщеплением. З.Фройд говорил: “ Несовпадение обоих течений имеет часто следствием, что не может быть достигнут один из идеалов сексуальной жизни, а именно объединение всех желаний на одном объекте.  В качестве примера приведу фильм “Анализируй это”. В котором психоаналитик спрашивает своего пациента, для чего ему нужна проститука, если с женой все и так хорошо. На что пациент отвечает, что есть некоторые желания, которые он не может реализовать со своей женой, отвечая: “ Моя жена этими губами целует моих детей”. Здесь мы видим, как герою не удалось совместить в одном объекте  страсть и любовь.

    В 3 очерке З.Фройд  много говорит о любви к объекту и излагает теорию либидо: «До этого сексуальный импульс в основном был аутоэротичным, теперь он находит сексуальный объект. Раньше его деятельность вытекала из отдельных импульсов и эрогенных зон, которые независимо одна от другой искали определенное удовольствие как единственную сексуальную цель. Теперь дается новая сексуальная цель, для достижения которой сотрудничают все частичные импульсы, тогда как эрогенные зоны подчиняются примату генитальной зоны».

    В пубертате происходит самое главное: объединение всех частичных влечений  под приматом генитальности  и выбор объекта.На предгенитальных стадиях объект частичен  ( функционален). Психика не может принимать объект полностью ( целиком), например: материнская грудь и мать. Объект -материнская грудь. Младенец, отказываясь в соответствующем возрасте  от груди, то есть от частичного объекта, открывает в  матери ее целостность. Происходит переход от частичного объекта к целостности объекта. Происходит интеграция частичных влечений и к выбору объекта, что является основной характеристикой  генитальной стадии. Как происходит выбор объекта? И здесь З. Фройд говорит об отказе от инцеста, об отказе от  первичных объектов  и перестраивании на новые рельсы по направлению к другим объектам.

    Либидо- меняющаяся количественная сила, которая может изменять все процессы и превращения в области сексуального возбуждения. Либидо- эрогенные зоне в теле.

    З.Фройд подводит итоги психосексуального развития: “Сексуально влечение устанавливается с частичными объектами. В процессе постепенного длительного развития, сексуальное влечение достигает синтеза либидинальных и аффективных влечений в выборе объекта любви.Выбор объекта возможен только у целостной личности.Детская сексуальность играет решающую роль в нормальном развитии личности. Все патологические трудности в сексуальной жизни могут быть  определены как торможение в развитии.”

    Конечно же, ребенку проще выбрать своим притупленным либидо своего первичного объекта, но благодаря отсрочке сексуального созревания, он получает  достаточно времени, чтобы наряду с другими сексуальными задержками воздвигнуть ограничения инцеста. Т.е.  есть впитать в себя  те нравственные предписания, которые совершенно исключают при выборе объекта любимых лиц с детства и кровных родственников. Соблюдение этих ограничений является культурным требованием общества, которое должно бороться против поглощения семьей всех интересов нужных ему для создания  более высоких социальных единиц.

    В итоге, изучив 3 очерка о теории сексуальности, можно тезисно резюмировать: появляются представления о сексуальности взрослых,  исходя из инфантильной сексуальности, которую толковали в 19 веке как дегенерацию; формируются представления  о гомосексуальности и гетеросексуальности как форм проявления изначальной психической бисексуальности; мы узнаем о перверсиях  и неврозах, как связанных между собой через задержку развития инфантильной сексуальности; о неотделимости  развития  “аномального” и “нормального” сексуального поведения.

    Если аутоэротизм преодолен, и порциальные влечения объединились под приматом генитальности- это говорит об успешном проживании всех фаз психосексуального развития и соответствующем  выборе объекта в постпубертатном возрасте.

                                Список использованной литературы:

    1. З. Фрейд Очерки по теории сексуальности //Харьков," Фолио. – 2006
           2. З. Фрейд Большая книга психоанализа. Введение в психоанализ. Лекции. Три очерка по теории сексуальности. Я и Оно (сборник). – Litres, 2017.
    1. Материалы прослушанных лекций.

    Вернуться

    Есть вопросы — спрашивайте!

    Наши педагоги помогут Вам, окажут бесплатную консультацию или запишут на приём